Простите, что давольно долго “жала” этот пост - я параллельно пересматривала Стражей и старалась вылавливать детали общения между Веем и Ланом. А потом забила и решила выложить как есть. Будут ещё мысли - добавлю. Основную идею я, вроде, передала.
Китайскую культуру часто обвиняют в "пищецинтризме" - дескать только о еде и думают, гедонисты. Мне это кажется не совсем верным и ниже я решила расскрыть одну из сторон китайского "пищецентризма"
Откуда появилось желание "закормить"Первое, что нужно знать о китайских отношениях (между всеми близкими людьми, а не только романтических) - это про заботу. Про тотальную, всепоглощающую и бесконечную заботу. Китайцы не привыкли говорить о чувствах, но они привыкли следить, чтобы дорогому для них человеку было хорошо, подмечать, когда плохо и всячески это устранять.
4 серия, помните, как переполошился Лан, когда Вей укололся? И потом Вей лечил Лана после “сражения” в тёмном переулке и вообще заботился о нём, когда тот с гастритом слёг.
Да, такое внимание в принципе для всех культур является проявлением привязанности, но для китайцев это чуть ли не единственная возможность выразить свои чувства, а значит в неё впихивается всё, что только можно впихнуть. Если китаец привязан к человеку, он будет его поить тёпленькой водичкой, спрашивать поел ли тот, что поел, вкусно ли было, хочешь ли ещё, не замёрз ли там (отдать свою куртку, хыхыхы), а может быть слишком душно? и тд, и тп, и пр, и пр, и пр. Но китаец вряд ли прямо скажет, что любит. Не сколько из-за боязни быть отвергнутым, сколько из-за некого ощущения "неуместности". Особенно это проявляется в родительстких чувствах: родители и дети в китае практически не говорят друг другу "я тебя люблю, ты самое главное, что есть у меня" - это кажется и так очевидным, зачем на это тратить слова? В романтических отношениях тоже возникает подобная ситуация - я тебе принём твой любимый кофе, зачем мне ещё что-то говорить?
Тот диалог Вея и Лана, когда “ты должен регулярно питаться!” - “приходи работать к нам в отдел и сможешь за этим проследить!” является коварной манипуляцией Лана чувствами Вея. Мне кажется, на данном этапе они оба знают, что неровно друг к другу дышат, но пока ещё не сделали решающего шага, ибо слишком много тайн между ними. Провокации и попытки вывести на чистую воду не сколько ради правды, сколько ради возможности уже наконец разбить эту чёртову стеклянную стену из тайн и недомолвок между ними.
И, по моему мнению, когда Чжао отдал свою куртку, а Шен в итоге её принял - вот где-то тут Вей окончательно осознал (но там и по глазам у него всё было видно), что Детектив не из-за подозрений вокруг него всё вьётся.
Понятно, что любой человек, если любит, то хочет сделать предмет любви счастливым. Но у всех разные пути. Китайцев с детства учат люто комфортить.
Верхом романтики-романтики и “красивых жестов” считается найти то, что предмет чувств до этого не ел, но ему обязательно понравится. Поэтому Лин Цзинь кормил свою возлюбленную Ша Ю [противным и вонючим] тофу [который лично я так ещё и не решилась попробовать], а Кун Лун всучил Шен Вею конфету х) Вот у нас обещают звёзды с неба собирать и стихи читают при луне, или там миллионы алых роз дарят. А китайцы кормят. (Люблю это в китайцах)
И да, как я уже отмечала, такое проявление чувств характерно не только для романтических отношений. Помните монолог Гу в палате у Ли Цинь, когда тот рассказывал о своей бабушке, которая купила ему много-много вкусного, а он ел и обещал себе, что тоже однажды её накормит вкусняшками? Или как важно было старику Ли кормить Да Циня рыбкой, которую тот так любит? Я назову это родительской заботой и родительской любовью. Ну и любовью ребёнка к родителю (как в случае с Гу).
Кстати, в Китае считается, что именно мужчина должен уметь готовить. На вейбо мне попадались посты типа “10 блюд, чтобы завоевать любую девушку”. А вот новость о том, что (современная) женщина умеет что-то делать на кухне вызывает немало удивления и восхищения.
Я не говорю, что всё сводится к таким простым жестам. Переодически всплывают истории, когда дама требовала от своего жениха выложить цветами из бумажных купюр по 100 юаней (~1000 рублей) огромное сердце, на которое ушло что-то порядка 10тыс юаней (100 тыс.рублей). И желание было выполнено, ага. И в целом женихи/невесты оцениваются в первую очередь с финансовой точки зрения: уровень зарплаты, машина, квартира, вот это вот всё. Например, бытует мнение, что мужчина не может позволить себе искать жену, пока у него не появится собственное жильё - а цены на квадратный метр в Китае выше, чем в Москве. Сильно выше. В крупных городах квадратный метр может начинаться (!) от миллиона рублей.
Но когда речь заходит именно о душевных порывах, то сначала китайцы думают, как накормить/обогреть, а потом уже как сказать, о своих чувствах.