...а драй возьми да и сожги...
Одна из самых используемых фраз в нашем языке: "Умерь от счастья". Как часто мы произносим что-то типа "я был готов умереть от счастья!" "я чуть не умер от счастья!"... Но мало кто из нас задумывался можно ли действительно умереть от счастья, возможно ли это? И ещё меньше из нас к этому готовы.
***
Моя научная руководительница - золотая женщина, ученый, много повидавший на своём пути - рассказала одну историю, наставительно приговаривая "информант - тонкая душа".
В 70е годы, во Вьетнаме, группа советских учёных-лингвистов проводила полевые работы. Изучала богом забытые языки мелких народов. Один из таких народов жил где-то очень высоко в горах и информантов - носителей языка, с которыми предстояло работать - спустили в тот посёлок, где остановилась группа учёных. Информантов расселили, выдали нормальную одежду, накормили-напоили. Работа им предстояла большая и трудная.
Это действительно трудно - надиктовывать на диктофон какие-то предложения (особенно, когда видишь диктофон впервые в жизни, да и вообще электричество - магия небес), сложно объяснять чужим, странным людям почему и как что-то надо переводить (переводили с общеизвестного - вьетнамского - на языки этих самых народов), сложно вообще найти общий язык. И более того - это страшно. И это волнительно - ты, твой язык, твой народ интересен большому миру, миру, который, казалось, тебя забыл. Ты сейчас умнее всех этих странных белых людей со страшными машинами, ты - ты и никто иной - рассказываешь им про свой язык, учишь их. А ещё ты сам смотришь на свой язык другими глазами, узнаёшь о неё что-то новое, копаешься в нём всё глубже.
Порой информанты до хрипоты спорили, можно так произносить слово или нельзя, а споры про существование того или иного слова или грамматической конструкции могли вообще дойти до драки. Чтобы снизить стресс при начитке на диктофон их надо было подбадривать - разволнуется ещё, испугается, голос задрожит, сорвётся, глаз упадёт не на ту строчку и всё - надо всё перезаписывать. А информант почувствует себя виноватым, а расплачется, а откажется начитывать - не-не-не-не, нам такие проблемы не нужны. Давайте лучше поболтаем о семье - "а у тебя уже есть жених?..." "а мама вкусно готовит?..." "а жена у тебя наверняка добрая и красивая!". А можно говорить что-то милое, доброе и забавное: "А теперь записывает По, у которой сегодня очень красивая блузка..." Все смеются, все работают, все узнают что-то новое, все счастливы...
И По счастлива. Тётушка По. Ей, наверно, лет 40-50. Ещё не бабушка, но уже и не молодая женщина. Тётушка. Она любила говорить: "Ой, дети [средний возраст группы учёных - 20-25 лет], я такая счастливая тут. Я никогда не была такой счастливой" Никогда она так много и вкусно не ела. Никогда она не спала так долго и на такой мягкой пастели. Никогда она не видела столько людей. Никогда она не занималась такой работой. С ней никогда ничего подобного не случалось. С женщиной из высокогорной, покинутой деревушки, куда добираться можно только на вертолёте. Где люди до сих пор живут родо-племенным строем и питаются от собирательства...
Однажды она пожаловалась на головокружение и неважное самочувствие. Ей померили пульс - почти не прощупывался. В считанные часы она умерла. От сердечной недостаточности. От переизбытка эмоций.
От счастья...

@темы: беглая мысль, Alma Mater, ученье свет, дневник под подушкой